Азбука вкуса Афиша
В настоящее

Какими будут
супермаркеты будущего

Вкусные и полезные продукты, которые вы до сих пор не пробовали, доставляет робот-курьер, прилетевший на дроне прямо к холодильнику. Впечатляет? Добро пожаловать в будущее! Именно так будут выглядеть сервис и продукты в вашем любимом супермаркете уже через несколько лет — если, конечно, он последует за трендами современной торговли, которые мы собрали в этом материале.

Покупки будут доставляться курьерами-роботами

Ученые из Оксфорда подсчитали , что до 80% рабочих мест в логистике вскоре перейдет роботам — именно они будут доставлять нам товары. Уже пробует освоить доставку с помощью роботов-курьеров один из крупнейших китайских интернет-магазинов — JD.com. Пока новшество тестируют в университетах, так как «студенты хорошо принимают все новые технологии». Китайские механизмы могут передвигаться на четырех колесах, находить кратчайший путь от склада до дома покупателя, самостоятельно распознавать препятствия и подниматься в горку. То, что за роботами-курьерами будущее, недавно признало и правительство Эстонии , официально разрешив их использование в торговле. Неудивительно, ведь эксперименты с такой доставкой эстонцы успели провести еще три года назад, и сейчас эстонские роботы покоряют Вашингтон.

Один из самых масштабных трендов сейчас — мода на экологичность. И совершенно точно в ближайшие пять лет выстрелит услуга повторной утилизации упаковки. Когда после доставки товара предыдущая тара, в которой был доставлен товар (например, готовые блюда или полуфабрикаты), забирается курьером и доставляется на производство по переработке.

Георгий Михайлов

Директор по инновациям сети «Азбука Вкуса»

Один из самых масштабных трендов сейчас — мода на экологичность. И совершенно точно в ближайшие пять лет выстрелит услуга повторной утилизации упаковки. Когда после доставки товара предыдущая тара, в которой был доставлен товар (например, готовые блюда или полуфабрикаты), забирается курьером и доставляется на производство по переработке.

Доставка до дверей холодильника

Если курьеры будут роботами, то вполне безопасно доверить им и ключ от квартиры, и учтивый андроид положит покупки прямо в холодильник. «Умные» замки будут открывать доступ в дом, а современные системы слежения позволят хозяину квартиры наблюдать за происходящим в реальном времени. Так полагают в Walmart, правда, пока тестируют сервис с курьерами-людьми. По этому же принципу можно будет заказать и готовую еду — например, пиццу. Она прилетит в цепких «лапах» дрона. Аналогичный способ доставки уже пробуют в Исландии.

Капусту можно будет купить за улыбку

Кассы научатся распознавать покупателя по улыбке. Компания Ant Financial («дочка» Alibaba) уже запустила подобный сервис в китайском ресторане KPRO (бренд здоровой пищи сети закусочных KFC). Для покупки бургера необходимо лишь улыбнуться камере, встроенной в специальный биометрический терминал. А австралийский банк ANZ представил способ голосовой оплаты . В банке считают, что голосовое подтверждение покупки надежнее отпечатков пальцев и удобнее клиенту.

Еще один тренд — это появление услуги для потребителей, в которой основным полем обсуждения будут товары с завершающимся сроком годности. Иначе говоря, если сейчас я открываю то или иное приложение и ищу в нем услуги такси или билеты в кино на сегодня, то почему бы мне не поискать продукты питания, которые тоже нужно съесть сегодня и на которые действует скидка от «Азбуки Вкуса»? Это выгодно мне как потребителю с точки зрения экономии и выгодно ретейлеру с точки зрения заработка и отсутствия списаний. Это, например, можно легко воплотить в модном формате чат-ботов в «Телеграме», когда бот сразу будет отвечать на вопросы пользователя и подсказывать, где есть, например, готовые блюда со скидкой.

Георгий Михайлов

Директор по инновациям сети «Азбука Вкуса»

Еще один тренд — это появление услуги для потребителей, в которой основным полем обсуждения будут товары с завершающимся сроком годности. Иначе говоря, если сейчас я открываю то или иное приложение и ищу в нем услуги такси или билеты в кино на сегодня, то почему бы мне не поискать продукты питания, которые тоже нужно съесть сегодня и на которые действует скидка от «Азбуки Вкуса»? Это выгодно мне как потребителю с точки зрения экономии и выгодно ретейлеру с точки зрения заработка и отсутствия списаний. Это, например, можно легко воплотить в модном формате чат-ботов в «Телеграме», когда бот сразу будет отвечать на вопросы пользователя и подсказывать, где есть, например, готовые блюда со скидкой.

Шопинг в очках виртуальной реальности

Виртуальная реальность все ближе: такой магазин запустила электронная площадка eBay вместе с австралийской розничной сетью Mayr. Теперь, не выходя из дома, покупатели могут «пощупать» все, что лежит на прилавках магазинов сети . Для того чтобы начать шопинг, пользователю нужно загрузить специальное приложение, которое позволит рассматривать витрины с помощью VR-очков. Положить товар в корзину тоже можно с помощью взгляда — для этого достаточно посмотреть на него в течение нескольких секунд.

Важная история — программы питания на основе анализа от «умных» устройств, в диапазоне от фитнес-трекеров до очков дополненной реальности. Устройства могут в режиме «прямого эфира» анализировать поведение пользователя и рекомендовать ему определенный продуктовый набор: готовые блюда с определенным содержанием калорий, полуфабрикаты для приготовления полезной еды и многое другое. И, опять же, устройства могут заранее планировать меню и делать заказ в тех или иных сетях продуктовых магазинов. Вы, например, вернулись с пробежки, а у порога вас уже ждет курьер со свежим йогуртом, диетической курицей или протеиновым коктейлем.

Георгий Михайлов

Директор по инновациям сети «Азбука Вкуса»

Важная история — программы питания на основе анализа от «умных» устройств, в диапазоне от фитнес-трекеров до очков дополненной реальности. Устройства могут в режиме «прямого эфира» анализировать поведение пользователя и рекомендовать ему определенный продуктовый набор: готовые блюда с определенным содержанием калорий, полуфабрикаты для приготовления полезной еды и многое другое. И, опять же, устройства могут заранее планировать меню и делать заказ в тех или иных сетях продуктовых магазинов. Вы, например, вернулись с пробежки, а у порога вас уже ждет курьер со свежим йогуртом, диетической курицей или протеиновым коктейлем.

Холодильник сам закажет продукты

Бытовая техника научится распознавать, когда ресурс — будь то стиральный порошок, моющее средство для посуды или ваши любимые персики — заканчивается, и автоматически делать заказ в магазине. Это уже, например, умеет принтер Brother , посылая «сигнал» в Amazon. Онлайн-ретейлер обещал сподвигнуть на аналогичные технические решения и других производителей. А компания Samsung представила «умный» холодильник Family Hub . Он умеет не только определять, что продукты испортились, но и заказывать новые в интернете за владельца.

Вредная еда станет полезной

Карлсона наверняка порадовала бы новость о легализации лечения шоколадными тортами — и мы почти дожили до этих дней. Ученые активно работают над созданием продуктов, которыми вскоре можно будет не только вкусно перекусить, но и подлечиться. Соль и сахар постараются заменить натуральными биопептидами и другими биокомпозитами, которые замедлят процесс старения организма, а добавление антиоксидантов в продукты поможет потребителям легче справляться со стрессом. Такая еда может поступить на прилавки уже в 2025 году.

Еще один инновационный подход, которого нет пока ни у одной продуктовой сети, — это возможность доставлять еду по индивидуальному заказу на транспорт. Да, есть сети, которые обслуживают борта самолетов и поезда, но там есть выбор только между двумя классами питания — похуже (экономкласс) и получше (бизнес и первый). Но что, если у всех пассажиров появится возможность заказать на борт свою любимую еду от любого ретейлера, например, от «Азбуки Вкуса»? Мне кажется, что это вполне живая история и ее можно развивать.

Георгий Михайлов

Директор по инновациям сети «Азбука Вкуса»

Еще один инновационный подход, которого нет пока ни у одной продуктовой сети, — это возможность доставлять еду по индивидуальному заказу на транспорт. Да, есть сети, которые обслуживают борта самолетов и поезда, но там есть выбор только между двумя классами питания — похуже (экономкласс) и получше (бизнес и первый). Но что, если у всех пассажиров появится возможность заказать на борт свою любимую еду от любого ретейлера, например, от «Азбуки Вкуса»? Мне кажется, что это вполне живая история и ее можно развивать.

Продукты будут печатать на 3D-принтере

3D-принтеры научились печатать акрилом, гипсом и даже шоколадом — недолог час, когда еда из 3D-принтеров окажется на всех прилавках, а само устройство — в одной компании с миксером и блендером на кухне. Уже сейчас его можно приобрести в личное пользование — экземпляр из первой лимитированной серии Foodini стоит 4 тыс. долларов. На нем можно печатать сушки, крендели, соломку, равиоли — одним словом, все, что получается из пастообразных ингредиентов. А вот компания FoodInk пошла еще дальше, открыв в этом году ресторан, в котором напечатанным оказалось все: мебель, посуда, еда.

Сойлент вместо хот-догов

Предприниматель Роб Райнхарт предложил свой вариант продукта, заменяющего завтрак, обед и ужин, и назвал его «сойлент». Порошок, растворимый в воде, обладает всеми необходимыми для жизни человека веществами (правда, по мнению биологов, все же не может быть полноценной заменой натуральным продуктам). Спрос оказался огромным — только на предзаказах компания собрала $1,5 миллиона и спровоцировала появление целого сегмента сойлентов. В этом году компания Райнхарта получила $50 миллионов от Google Ventures — ведь даже если сойлент не заменит ужин с семьей, то уж точно сможет побороться в нише быстрой еды с хот-догами.

И, наконец, последний важный футурологический прогноз — это стремительное развитие передвижной торговли. Это совсем не новый формат, но появление кофе-пойнтов или небольших автоматов с едой от любимых ретейлеров в переходах метро и на вокзалах — это вполне себе инновация. Также можно пофантазировать о небольших кафетериях, устроенных прямо в вагонах метро, потому что новые составы без сцепок позволяют в межвагонное пространство ставить подобные штуки. По сути, это мало чем отличается от скромных, но крайне симпатичных хипстерских кафе, которые открываются на площади буквально два на два метра».

Георгий Михайлов

Директор по инновациям сети «Азбука Вкуса»

И, наконец, последний важный футурологический прогноз — это стремительное развитие передвижной торговли. Это совсем не новый формат, но появление кофе-пойнтов или небольших автоматов с едой от любимых ретейлеров в переходах метро и на вокзалах — это вполне себе инновация. Также можно пофантазировать о небольших кафетериях, устроенных прямо в вагонах метро, потому что новые составы без сцепок позволяют в межвагонное пространство ставить подобные штуки. По сути, это мало чем отличается от скромных, но крайне симпатичных хипстерских кафе, которые открываются на площади буквально два на два метра».